Чтобы устроить хорошее будущее, важно получить хорошее образование. Социальный мир начинается в школах. Принципы равноправия пронизывают финскую систему. Но под ними подразумевается не стремление «стричь всех детей под одну гребенку», а, умение оценивать каждого малыша в соответствии с его способностями. С одних спрашивать побольше, с других — поменьше, ведь всякий имеет право на то, чтобы мерить его той меркой, какой он заслуживает.
С умственными способностями, не то же ли, что с физическими?
Отныне в Финляндии стали ревностно претворять в жизнь принцип: «все школьники имеют одинаковые права на получение качественного образования». Хорошо учись — и все двери перед тобой откроются. Чем не национальная идея? Хорошо учись, и заслуженные награды придут!
В Финляндии быть учителем — это по-прежнему призвание. Стать им могут лишь лучшие. Эта профессия — одна из самых популярных в стране, а потому конкурс в пединституты очень высок. Зарплата финских учителей, кстати, составляет примерно 3000 — 5000 евро в месяц. Они традиционно окружены уважением и почетом. Педагогов здесь готовят, чуть ли не как врачей высшей квалификации. Прослойка педагогов — это клей, которым замазываются все трещинки и изъяны, обнаружившиеся в обществе.
Вообще-то в Финляндии, как и везде, есть педагоги поплоше и есть учителя от Бога. Но здесь сама система выстроена так, что можно сгладить недостатки в работе. Если ребенок не успевает усвоить учебный материал, с ним спокойно, терпеливо занимается ассистент учителя (разумеется, бесплатно, в стенах школы, иногда прямо во время урока!), пока тот не догонит остальных школьников. Никаких репетиторов нет. Родителям не нужно платить ни за что дополнительно.
Нет плохих детей. Есть лишь неумно скроенная система образования. В школе, считают местные педагоги, с самого начала не должно быть деления на сильных и слабых. «На самом деле по уровню развития десяти-двенадцатилетнего ребенка еще нельзя понять, что из него получится,» — полагает психолог Лиза Кельтикангас-Ярвинен из Хельсинкского университета. Если начинать отбор способных детей в таком раннем возрасте, то легко принять ошибочное решение, и общество потеряет талантливого малыша.
Подобные просчеты лишают страну возможности достойно конкурировать на международной арене. Население Финляндии, кстати, очень однородно по уровню достатка. После уплаты налогов разница между самыми богатыми и бедными жителями — здесь самая низкая среди европейских стран.
Главная особенность финской подготовки — это систематическая поддержка слабых учеников. Надо применить любые педагогические стратегии и приемы, но все-таки объяснить детям, как решается та или иная задача.
Сами финские педагоги полагают, что умение подтянуть всех учеников до высокого уровня и стало основой успехов страны на конкурсе PISA. В финских школах предусмотрено три уровня занятий с отстающими учениками:
Первый уровень: сам учитель прямо в классе занимается с ними.
Второй уровень: для отстающего ученика (или нескольких детей) назначают дополнительные занятия. Финским школьникам очень нравятся такие уроки, они даже стремятся на них попасть, ведь их не отчитывают за плохое знание темы, за неправильное решение задач, не стыдят перед классом, а хвалят за то, что у них все-таки получается, и подсказывают, советуют, объясняют, что надо делать, чтобы получалось как можно больше. В Финляндии нельзя упрекать учеников за то, что они ничего не понимают. Подобная реплика — это признание в собственной профессиональной беспомощности. Всего в течение года 15 — 20 процентов школьников более или менее продолжительное время бесплатно посещают подобные уроки, наверстывая упущенное.
Третий уровень: для отстающего ребенка составляют индивидуальный план, по которому он и будет заниматься. Он продолжает учиться вместе со всеми, ведь нельзя позволить детям выпасть из общества, никто не должен отставать от других. Итог обучения здесь не «судилище» над детьми, которые с трепетом ожидают сколько баллов наберут, сдавая ЕГЭ, а неприметная точка в истории, что давно уже завершилась своим «хэппи-эндом».
В принципе главное, что можно перенять у финнов, это систему поддержки отстающих учеников, позволяющую получить сносное образование почти всем выпускникам основной школы, а многим затем продолжить обучение вначале в гимназии, а далее — в высшей школе. Финны тратят на образование фактически вдвое больше, чем мы, — около 8 процентов своего ВВП, мы же — лишь 3,8%, для сравнения, Белоруссия-6,1%.
Финские же дети на своем примере быстро убеждаются в том, что, напрягаясь, трудясь, то есть, штудируя учебники, выполняя задания, заучивая иностранные слова, они добиваются успеха в школе, в жизни. Здесь нет места пустым мечтам да окольным дорожкам. Здесь все имеет свою четкую цену, а эквивалентом ее выступает труд. Здесь успех заслужен, а награды обоснованны.
На первый взгляд финские школы кажутся обычными, такими, как везде. Тем не менее, примерно в 40 процентах школ учатся менее 50 учеников; в 60 процентах — работают менее семи учителей (в таких школах учатся первые шесть лет, а затем переходят в более крупную школу). Лишь в 3 процентах финских школ занимаются более 500 детей. Школа — не предприятие. Здесь «укрупнение» — не преимущество. Согласно статистике, лучших успехов в учебе добиваются девочки из глубинки — из сельских районов Финляндии, из тех самых небольших школ, которые у нас методично закрываются.
«Дети как зеркало»,- говорят финские педагоги. Если учитель не уважает ребенка, то ребенок платит ему тем же. «Раньше считалось, что ребенок должен понимать учителей, оказалось учителям нужно уметь понимать детей»- говорит финский педагог Йорма Ояла.
Нужно любить своих учеников, и только потом предмет, который преподаешь. Вот на чем строится финская школа.
Составлено по материалам обозревателя А.Волкова газета «Первое сентября», заметки
Comments