top of page
Lib1564

Система обучения в финских школах

Чтобы устроить хорошее будущее, важно получить хорошее образование. Социальный мир начинается в школах. Принципы равноправия пронизы­вают финскую систему. Но под ними подразумевается не стремление «стричь всех детей под одну гребен­ку», а, умение оценивать каждого малыша в соответствии с его способностями. С одних спрашивать побольше, с других — поменьше, ведь всякий имеет право на то, чтобы ме­рить его той меркой, какой он заслу­живает.

С умственными способностями,  не то же ли, что с физическими?


Отныне в Финляндии стали ревностно претворять в жизнь принцип: «все школьники имеют одинаковые права на получение качественного образования». Хорошо учись — и все двери перед тобой откроются. Чем не наци­ональная идея? Хорошо учись, и за­служенные награды придут!


В Финляндии быть учи­телем — это по-прежнему призвание. Стать им могут лишь лучшие. Эта профессия — одна из самых популяр­ных в стране, а потому конкурс в пе­динституты очень высок. Зарплата финских учителей, кстати, составляет примерно 3000 — 5000 евро в месяц. Они традиционно окружены уваже­нием и почетом. Педагогов здесь готовят, чуть ли не как врачей высшей квалификации. Прослойка педагогов — это клей, которым замазываются все тре­щинки и изъяны, обнаружившиеся в обществе.

Вообще-то в Финляндии, как и везде, есть педагоги поплоше и есть учителя от Бога. Но здесь сама систе­ма выстроена так, что можно сгладить недостатки в работе. Если ребенок не успевает усвоить учебный материал, с ним спокойно, терпеливо занимается ассистент учителя (разумеется, бес­платно, в стенах школы, иногда пря­мо во время урока!), пока тот не дого­нит остальных школьников. Никаких репетиторов нет. Родителям не нужно платить ни за что дополнительно.


Нет плохих детей. Есть лишь не­умно скроенная система образования. В школе, считают местные педагоги, с самого начала не должно быть деления на сильных и слабых. «На самом деле по уровню разви­тия десяти-двенадцатилетнего ребен­ка еще нельзя понять, что из него по­лучится,» — полагает психолог Лиза Кельтикангас-Ярвинен из Хельсинк­ского университета. Если начинать отбор способных детей в таком ран­нем возрасте, то легко принять оши­бочное решение, и общество потеряет талантливого малыша.


Подобные про­счеты лишают страну возможности достойно конкурировать на междуна­родной арене. Население Финляндии, кстати, очень однородно по уровню достатка. После уплаты налогов разница между самыми богатыми и бедными жителя­ми — здесь самая низкая среди евро­пейских стран.


Главная особенность финской под­готовки — это систематическая под­держка слабых учеников. Надо применить любые пе­дагогические стратегии и приемы, но все-таки объяснить детям, как реша­ется та или иная задача.

Сами финские педагоги полагают, что умение подтянуть всех учеников до высокого уровня и стало основой успехов страны на конкурсе PISA. В финских школах предус­мотрено три уровня занятий с отстаю­щими учениками:

  • Первый уровень: сам учитель прямо в классе занимается с ними.

  • Второй уровень: для отстающего ученика (или нескольких детей) на­значают дополнительные занятия. Финским школьникам очень нравят­ся такие уроки, они даже стремятся на них попасть, ведь их не отчитывают за плохое знание темы, за неправильное решение задач, не стыдят перед клас­сом, а хвалят за то, что у них все-таки получается, и подсказывают, совету­ют, объясняют, что надо делать, чтобы получалось как можно больше. В Фин­ляндии нельзя упрекать учеников за то, что они ничего не понимают. Подобная реплика — это признание в собственной профессиональной бес­помощности. Всего в тече­ние года 15 — 20 процентов школьни­ков более или менее продолжительное время бесплатно посещают подобные уроки, наверстывая упущенное.

  • Третий уровень: для отстающего ре­бенка составляют индивидуальный план, по которому он и будет зани­маться. Он продолжает учиться вмес­те со всеми, ведь нельзя позволить де­тям выпасть из общества, никто не должен отставать от других. Итог обучения здесь не «судилище» над деть­ми, которые с трепетом ожидают сколько баллов наберут, сдавая ЕГЭ, а неприметная точка в истории, что давно уже завершилась своим «хэппи-эндом».

В принципе главное, что можно пе­ренять у финнов, это систему под­держки отстающих учеников, позво­ляющую получить сносное образова­ние почти всем выпускникам основ­ной школы, а многим затем продол­жить обучение вначале в гимназии, а далее — в высшей школе. Финны тратят на образование факти­чески вдвое больше, чем мы, — около 8 процентов своего ВВП, мы же — лишь 3,8%, для сравнения, Белорус­сия-6,1%.


Финские же дети на своем приме­ре быстро убеждаются в том, что, на­прягаясь, трудясь, то есть, штудируя учебники, выполняя задания, заучи­вая иностранные слова, они добива­ются успеха в школе, в жизни. Здесь нет места пустым мечтам да окольным дорожкам. Здесь все имеет свою четкую цену, а эквивалентом ее выступает труд. Здесь успех заслужен, а награды обоснованны.


На первый взгляд финские школы кажутся обычными, такими, как вез­де. Тем не менее, примерно в 40 процентах школ учатся менее 50 учеников; в 60 процентах — работают менее семи учителей (в таких школах учатся первые шесть лет, а за­тем переходят в более крупную шко­лу). Лишь в 3 процентах финских школ занимаются более 500 детей. Шко­ла — не предприятие. Здесь «укрупне­ние» — не преимущество. Согласно статистике, лучших успехов в учебе добиваются девочки из глубинки — из сельских районов Финляндии, из тех самых небольших школ, которые у нас методично закрываются.


«Дети как зеркало»,- говорят финские педагоги. Если учитель не уважает ребенка, то ребенок платит ему тем же. «Раньше считалось, что ребенок должен понимать учителей, оказалось учителям нужно уметь  понимать детей»- говорит финский педагог Йорма Ояла.


Нужно любить своих учеников, и только потом предмет, который преподаешь. Вот на чем строится финская школа.


Составлено по материалам обозревателя А.Волкова газета «Первое сентября», заметки

6 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page